Загадки и тайны испанской живописи: выставка в Эрмитаже

5 марта 2024 года в Государственном Эрмитаже (г. Санкт-Петербург) открылась выставка «От готики до Гойи».

 

На выставке представлены произведения известных испанских художников золотого века (1492–1659 год), таких как Луис де Моралес (Luis de Morales), Эль Греко (El Greco), Хосе Рибера (José de Ribera), Франсиско де Сурбаран (Francisco de Zurbarán), Бартоломе Эстебан Мурильо (Bartolomé Esteban Murillo), Алонсо Кано (Alonso Cano de Almansa), Франсиско Гойя (Francisco Goya) с портретом художницы Лолы Хименес (Lola Jiménez).

 

В экспозиции представлены картины, принадлежащие коллекциям двух музеев — восемнадцать картин из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и четыре — из коллекции испанской живописи Государственного Эрмитажа. Ранее некоторые из произведений находились в собрании картинной галереи Императорского Эрмитажа и составляли пары. То есть две картины какого-либо художника, написанные в одном жанре и размере, создают единое пространство, уникальное по своему восприятию.

 

Куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Святослав Савватеев рассказал об интересных исторических фактах, касающихся мира русской живописи. Например, о том, что программа национализации произведений искусства, реализованная в двадцатые годы ХХ века в СССР, непосредственно повлияла на судьбу многих картин. Это коснулось практически всех коллекций, имевшихся в стране. Судьба каждой картины напрямую зависела от решений по ее дальнейшей принадлежности к той или иной организации. Создание Государственного музейного фонда в Петрограде, например, позволило сохранить ценнейшие экземпляры, которые далее были переданы в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) Ленинграда.

Почти детективная история картин, задуманных в образе так называемой «пары», начинается с их разделения, закончившегося счастливым воссоединением. Речь идет о таких произведениях, как:

  • «Портрет графа Оливареса» (Retrato del Conde-Duque de Olivares (1638)) (ГМИИ) и «Портрет Филиппа IV» (Último retrato de Felipe IV (1656)) (Эрмитаж) Диего Веласкеса (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez);
  • «Натюрморт с часами» (Naturaleza muerta con péndulo (1652)) (ГМИИ) и «Натюрморт с поставцом» (Naturaleza muerta (1652)) (Эрмитаж) Антонио Переды (Antonio de Pereda y Salgado);
  • «Бегство в Египет» (Huida a Egipto (1650)) (ГМИИ) и «Распятие» (Crucifixión (1675)) (Эрмитаж), а также «Девочка-продавщица фруктов» (Vendedora de frutas (1660)) (ГМИИ) и «Мальчик с собакой» (Muchacho con un perro (1660)) (Эрмитаж) Бартоломео Эстебана Мурильо (Bartolomé Esteban Murillo).

 

Экспозиция выставлена в одном из залов Эрмитажа до 7 июля 2024 года. Она интересна не только своей художественной уникальностью, но и яркой оригинальностью сюжета, в котором работы из коллекций двух ведущих национальных музеев России воссоединились в пары, где царят гармония и красота.

 

Российско-испанский центр сотрудничества ИГСУ РАНХиГС благодарит за проявленный интерес к живописи испаноговорящих стран и желает новых открытий!

 

Posted in: