Программа мероприятий Института Сервантеса в марте-апреле 2021

Институт Сервантеса в Москве приглашает всех желающих принять участие в многочисленных мартовских мероприятиях.

9 марта (вторник), 19:00
Круглый стол по случаю Международного женского дня

Мероприятие проводится онлайн на платформе Zoom, доступ к просмотру свободный:
https://espanika-ru.zoom.us/webinar/register/WN_gYhmP5hpTTSiyiZ3yf6PbQ

На испанском языке с синхронным переводом

Международный женский день призван напомнить нам о борьбе женщин за то, чтобы быть равными с мужчинами активными членами общества, а также иметь равные права на собственное личностное развитие. Каждый год 8 марта мы размышляем об уже достигнутом и о том, что еще предстоит, а также отдаем дань памяти и уважения смелости и решительности женщин, которые сыграли важную роль в истории каждой страны. По случаю празднования этого дня Посольство Испании в России и Институт Сервантеса в Москве проведут круглый стол, участники которого расскажут об участии женщин в различных сферах общественной жизни: кино, экономике и образовании.

Участники:

Фернандо Вальдеррама де Пареха, Посол Испании в России

Хуан Карлос Видаль, директор Института Сервантеса в Москве: «Презентация цикла кинопоказов «Женщины-кинорежиссеры. Первопроходцы».

Тамара Сабала Утрильяс, Советник по политическим вопросам: «Женщина и предпринимательская деятельность».

Ирина Анурова, директор школы им. Сервантеса: «Роль российской женщины в становлении новых поколений».

Организовано Посольством Испании и Институтом Сервантеса в Москве при участии Espanika.ru и при поддержке Иберомериканского культурного центра.

9 – 26 марта
Цикл кинопоказов «Женщины-кинорежиссеры. Первопроходцы»

По случаю Международного женского дня

Мероприятие проводится онлайн на канале Института Сервантеса в Vimeo

На испанском языке с английскими субтитрами

Фильмы будут доступны к просмотру на канале Института Сервантеса в Vimeo в течение 48 часов с 22:00 в указанные в программе даты.

Цикл «Женщины-кинорежиссеры», посвященный вкладу женщин в кинематограф, постоянно присутствует в программе Института Сервантеса с 2010 года. Обычно в него входят недавние фильмы женщин-кинорежиссеров; в этом году впервые в программу вошли фильмы женщин-первопроходцев испанского кинематографа, тех, которые начали работать в пятидесятые и шестидесятые годы. Пять фильмов этого цикла не только демонстрируют профессионализм и эстетические принципы таких женщин-режиссеров, как Маргарита Александре, Сесилия Бартоломе, Ана Марискаль, Пилар Миро и Хосефина

Молина: каждый из этих фильмов – это глубокий и личностный взгляд на Испанию своей эпохи. Именно поэтому цикл представляет исключительный исторический интерес, подробно охватывая период с 1953 по 1981 годы. В 2021-м, юбилейном году 30-летия Института Сервантеса, цикл «Женщины-кинорежиссеры» – это лучшее признание таланта пяти профессионалов кинематографа, которые снимали свои картины, не поступаясь принципами, хотя в их время это было непростой задачей.

9 марта
«Сегундо Лопес, искатель приключений»

Испания, 1952, 80 min (+16)

Режиссер: Ана Марискаль

В ролях: Севериано Побласьон, Мартин Рамирес, Ана Марискаль, Луисита Естесо, Тони Лебланк, Мариано Асанья.

В 1952 году актриса Ана Марискаль дебютировала в качестве режиссера, сняв эту комедию, в которой эстетика неореализма сочетается с традицией плутовского романа. Ана Марискаль рассказывает историю немолодого и неграмотного провинциала, который продает скромное семейное дело, доставшееся ему в наследство от матери и решает попытать счастья в столице.

12 марта
«Кошка»

Испания, 1956, 94 мин. (+16)

Режиссеры: Маргарита Александре и Рафаэль Торресилья

В ролях: Аурора Баутиста, Хорхе Мистраль, Хосе Ньето, Нани Фернандес, Хосе Гуардиола, Фелипе Симон, Хосе Сепульведа.

Мария по прозвищу «Кошка», дочь управляющего поместьем в Андалусии, влюбляется в одного из работников, который пользуется не лучшей славой и мечтает стать тореро. Эта грустная история, разворачивающаяся в живописной атмосфере сельской Андалусии, стала вторым фильмом, который актриса, режиссер и продюсер Маргарита Александре, активно работавшая как в Испании, так и на послереволюционной Кубе и в Италии периода «свинцовых семидесятых», сняла в сотрудничеством с Рафаэлем Торресильей.

16 марта
«Преступление в Куэнке»

Испания, 1979, 90 мин. (+18)

Режиссер: Пилар Миро

В ролях: Ампаро Солер Леаль, Эктор Альтерио, Даниэль Дисента, Хосе Мануэль Сервино, Мари Каррильо, Гильермо Монтесинос, Фернандо Рей, Феликс Ротаэта.

В 1913 году Грегорио Валеро Контрерас и Леон Санчес Гаскон, два друга из села Оса-де-ла-Вега (Куэнка), были задержаны по подозрению в убийстве пропавшего без вести Хосе Мария Гримальдоса Лопеса. Жители села и власти обвиняют их без весомых улик. После пыток обвиняемые признаются в преступлении. Смелый фильм Пилар Миро, снятый в 1979 году и основанный на реальных событиях, произошедших в 1910-х, стал ярким событием в Испании первых лет демократии. Ужасная история о нераскрытом преступлении и поиске настоящих виновников не сразу вышла в прокат, Пилар Миро, легенде испанского кинематографа, пришлось защищать свою работу в суде, который счел, что фильм «может порочить судебную систему и Гражданскую гвардию».

19 марта
«Ночной сеанс» (документальный)

Испания, 1981, 90 мин. (+16)

Режиссер: Хосефина Молина

Сценарий: Хосефина Молина и Хосе Самано. Основано на театральной постановке романа Мигеля Делибеса «Пять часов с Марио»

Театральная постановка 80-х годов романа Мигеля Делибеса «Пять часов с Марио» с Лолой Эррера в главной роли для режиссера Хосефины Молина стала отправной точкой

для беспрецидентного эксперимента в документальном кино. Картина душевного мира послевоенного поколения в Испании рождается из размышлений актрисы над судьбой её героини, с которыми переплетаются фрагменты её долгого и сложного разговора с бывшим мужем, который обнажает душевные раны и травмы.

23 марта
«После того, как… Вас невозможно оставить одних»

Испания, 1981, 90 мин. (+16)

Режиссеры: Сесилия и Хуан Хосе Бартоломе

Документальный фильм

В первые годы переходного периода к демократии съемочная группа во главе с братом и сестрой Хуаном и Сесилией Бартоломе вышла на улицы для того, чтобы собрать мнения политиков и обычных людей об изменениях в жизни страны. Сегодня этот документальный труд приобрел большую ценность: благодаря ему мы осознаем многогранность общества, которое размышляло о прошлом и будущем своей страны. Проект был начат через три года после смерти Франко и завершен за месяц до попытки государственного переворота 23 февраля 1981 года. «После того, как…» – документальный фильм, в котором собраны свидетельства современников о переменах в стране после смерти Франко, их реакции на новую ситуацию и проблемы мирного перехода к демократии после периода диктатуры.

23 марта
«После того, как… Всё под контролем»

Испания, 1981, 99 мин. (+16)

Режиссеры: Сесилия и Хуан Хосе Бартоломе

В фильме участвуют: Виолета Парра, Виктор Мануэль, Рафаэль Альберти, Хосе Сакристан, Ана Белен, Аурора Баутиста, Эмма Коэн, Роса Леон, Пако Ибаньес, Сантьяго Каррильо, Фелипе Гонсалес

Вторая часть документального фильма «После того, как… Всё под контролем» рассказывает о мыслях и вопросах, связанных с будущим, которые были важны для испанцев разных слоев общества в период становления демократии. Благодаря этому фильму, который смог выйти в прокат только в 1983 году, Сесилия Бартоломе и ее брат Хуан Хосе Бартоломе стали основоположниками социального документального кино в Испании. Это направление успешно развивалось в последующие годы и сейчас занимает важное место в испанской кинопродукции. Фильм был снят в апреле 1979 – конце 1980 года, три года спустя после смерти Франко. Режиссеры постарались запечатлеть в своих уличных съемках разнообразие мнений и ощущений современиков событий, а также конфликты, которые угрожали демократическому процессу, и которые привели к попытке государственного переворота, произошедшей 23 февраля 1981 года, вскоре после завершения фильма.

Организовано Институтом Сервантеса в Москве.

16 марта (вторник), 19:00
«Испанская гитара: перипетии истории»

Лекция-концерт гитариста Хосе Мария Гальярдо дель Рея

Мероприятие проводится онлайн на платформе Zoom, доступ к просмотру свободный:
https://espanika-ru.zoom.us/webinar/register/WN_PDJLu8rpRCunHpB7vFATzw

На испанском языке с синхронным переводом

Хосе Мария Гальярдо дель Рей расскажет о об истории испанской гитары: как она приобрела современный вид в конце XVII, как изменялась и упрочила свои позиции в качестве концертного инструмента на рубеже XIX и XX вв. Репертуар музыки для гитары постоянно расширялся благодаря работам таких композиторов, как Гаспар Санс, Сор, Таррега, Хулиан Аркас, Альбенис, Фалья, Турина, Момпу, Родриго, а также народной музыке и танцам, в которых композиторы черпали вдохновение.

Во время лекции Хосе Мария Гальярдо дель Рей исполнит фрагменты музыкальных произведений.

Организовано Институтом Сервантеса в Москве при участии Espanika.ru и при поддержке Иберомериканского культурного центра.

24 – 27 марта
XV Международный фестиваль «Виртуозы гитары»

Международный фестиваль «Виртуозы гитары» — который в этом году пройдет в Москве в пятнадцатый раз — самое значительное столичное событие в мире гитарной музыки. В этом году в программе фестиваля примет участие дуэт испанских гитаристов Хосе Мария Гальярдо дель Рея (классическая гитара) и Мигеля Анхеля Кортеса (гитара фламенко). Также испанские гитаристы выступят на гала-концерте закрытия Фестиваля.

25 марта (четверг), 19:00
Гитарный дуэт: Хосе Мария Гальярдо дель Рей и Мигель Анхель Кортес (Испания) в рамках XV Международного фестиваля «Виртуозы гитары»

Концертный зал имени П.И. Чайковского

Триумфальная пл., 4/31 Билеты в кассе и онлайн: www.meloman.ru (12+)

Первое отделение: Федерико Морено-Торроба — сюита «Замки Испании». Солист —Артём Дервоед (Россия).

Второе отделение: Дуэт: Хосе Мария Гальярдо дель Рей (классическая гитара, Испания) и Мигель Анхель Кортес (гитара фламенко, Испания)

Авторская музыка:

«Из Сакромонте в будущее» (гуахира)

«Дерево прекрасной тени» (танго)

«Китайский мыловар» (булерия)

«Ночи на Сан-Лоренсо»

Концерт дуэта Хосе Мария Гальярдо дель Рея и Мигеля Анхеля Кортеса построен как диалог и встреча между братьями, которые давно не виделись. Классическая гитара и гитара фламенко ведут разговор на равных, радуясь встрече. Соединение двух исполнительских стилей рождает музыкальный диалог, в котором два голоса не перекрывают друг друга, а дополняют, усиливают и подпитывают. В программе дуэтное исполнение авторских композиций самих гитаристов: вариации на тему классики и фламенко. А также сольное исполнение двух произведений: «Тaranta-granaína-bulería» Кортеса и «Ночи Святого Лаврентия» Гальярдо дель Рея.

Организовано Международным фестивалем «Виртуозы гитары» и Московской филармонией при участии Посольства Испании и Института Сервантеса в Москве.

27 марта (суббота), 19:00
Гала-концерт закрытия XV Международного фестиваля «Виртуозы гитары». Участвуют солисты Хосе Мария Гальярдо дель Рей (классическая гитара, Испания),

Мигель Анхель Кортес (гитара фламенко, Испания).

Концертный зал имени П.И. Чайковского

Триумфальная пл., 4/31 Билеты в кассе и онлайн: www.meloman.ru (12+)

В программе гала-концерта закрытия XV Международного фестиваля «Виртуозы гитары» примут участие музыканты из Испании, Италии и России. Дуэт Хосе Мария Гальярдо дель Рея Мигеля Анхеля Кортеса исполнит композиции собственного авторства: Bulería del 28 de mayo («Булерия 28 мая»), Amargura («Горечь»), Silverio, ¡qué flamenco! (Tango/Rumba) («Сильверио, какое фламенко!» (Танго / Румба).

Организовано Международным фестивалем «Виртуозы гитары» и Московской филармонией при участии Посольства Испании и Института Сервантеса в Москве.

27 марта (суббота), 19:00
Презентация двуязычной антологии «Поэты Латинской Америки и России» на XI Международном фестивале «Биеннале поэтов в Москве» в рамках XXII Ярмарки NON/FICTION

Гостиный двор, Ильинка ул., 4

Билеты на Ярмарку в кассах Гостиного двора

Участвуют: Наталия Азарова, Дмитрий Бак, Евгений Бунимович, Анна Орлицкая, Данил Файзов, Юрий Цветков и др.

В двуязычную антологию вошли стихи участников XI Международного фестиваля «Биеннале поэтов в Москве», посвящённого поэзии стран Латинской Америки и России, который прошёл с 28 ноября по 11 декабря 2019 года. В книге представлены поэты с самыми разными эстетическими взглядами, разными манерами письма в возрасте от 23 до 88 лет: 17 поэтов из Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Кубы, Мексики, Перу, Сальвадора, Чили и 42 русских поэта, живущих в России, Латвии, США.

Организовано Ассоциацией «Культурная инициатива» при поддержке Института Сервантеса в Москве.

29 марта, 5, 12, 19, 26 апреля (понедельник)
Цикл лекций Ольги Мусаевой «История Испании в литературе и кино»

Мероприятие проводится онлайн на платформе zoom.

На русском языке.

Стоимость курса из 4 лекций: 2500 рублей (для оплативших курс запись лекций будет доступна до 20 мая). Оплата банковским переводом. Забронируйте место по электронной почте cultmos1@cervantes.es и мы вышлем вам инструкции по оплате.

Крайний срок оплаты: 12:00 25 марта (время по Москве).

В фокусе внимания этого курса будут исторические романы, написанные испанскими писателями, их взгляд на собственную историю, и кино – экранизации этих произведений и самостоятельные фильмы. Попробуем найти те исторические моменты, которые вызвали максимальный интерес писателей и кинематографистов, и понять, почему именно они были так важны и как с течением времени менялось представление об историческом событии.

Ольга Мусаева, кандидат филологических наук, переводчик, преподаватель, филолог-испанист. Автор и редактор научных статей. Исследования в области сравнительного литературоведения, теории литературного перевода, формировании литературного канона, восприятии испанской литературы в России, поколения 1898 г., поколения 1927 г., жизни и творчества Федерико Гарсиа Лорки. Автор лекций по истории испанской литературы.

29 марта (понедельник), 19:00
СРЕДНИЕ ВЕКА

Как складывалась легенда вокруг реального исторического персонажа Родриго Диаса де Вивара, как и когда он превратился в национального героя – Сида Воителя. Как формировался образ Сида в ХХ веке, а том числе после Гражданской войны: у франкистов и у испанских эмигрантов-республиканцев. «Идеальное» испанское Средневековье,

образец мирного сосуществования трех религий – почему и как сложился этот образ. Реконкиста – подвиг испанского народа?

5 апреля (понедельник), 19:00

КОНКИСТА
XVI-XVII ВЕК: ЗОЛОТОЙ ВЕК ИСПАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В этой лекции будет представлены литературные и киноверсии эпохи Великих географических открытий и завоевания Америки. Художественные произведения, черпая материал из истории, в свою очередь ее творят, поскольку влияют на коллективные представления и руководствуются ими в создании идеологии и коллективной памяти. Поговорим о различных точках зрения на открытие и завоевание Америки.

А также об испанском «Золотом веке», эпохе наивысшего расцвета искусства и словесности, одном из самых важных периодов в истории испанской литературы и искусства.

12 апреля (понедельник), 19:00
XIX ВЕК: КАК ВРЕМЯ ВИДИТ СЕБЯ И КАК ЕГО ПЕРЕОСМЫСЛЯЮТ НОВЫЕ ПОКОЛЕНИЯ

XIX век в Испании вместил наполеоновские войны, шесть революций, военные конфликты, попытки провозгласить конституционную монархию и республику, окончившиеся провалом и реставрацией монархии. Но XIX век в Испании – это также реформы, промышленная революция и новые веяния из Европы. Литература всё больше обращает внимание на характер человека, его чувства, причины и последствия его поступков, отношения между людьми, борьбу старого и нового, пытается осмыслить время. Так век вглядывается в себя. А как его видим мы?

19 апреля (понедельник), 19:00
НАЧАЛО ХХ ВЕКА. II РЕСПУБЛИКА И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Испания начала XX века переживает расцвет науки и литературы, испанские художники становятся участниками и лидерами европейского авангарда. Блистательные интеллектуалы эпохи объединяются в «поколение 1898 года» и «поколение 1927 года». Все надежды были раздавлены началом Гражданской войны, в которую так или иначе вовлечены почти все европейские страны. Последствия Гражданской войны во многом определили последующую историю Испании и длятся они гораздо дольше, чем затянувшийся на 40 лет франкистской режим. За последние двадцать лет написано невероятное количество книг и снято фильмов об Испанской гражданской войне, эта тема продолжает оставаться актуальной и болезненной. Попробуем разобраться в «двух Испаниях». И не больше ли их, чем две?

26 апреля (понедельник), 19:00
ПОСЛЕВОЕННАЯ ИСПАНИЯ: ЭПОХА ФРАНКИЗМА

После окончания Гражданской войны к власти почти на 40 лет пришел Франсиско Франко. Что означает «жить во времена диктатуры»? В чем заключаются главные потери страны, в которой царит диктатура? Какие изменения претерпело общество? Как выживала литература в атмосфере пропаганды и цензуры?

Организовано Институтом Сервантеса в Москве.

30 марта (вторник), 19:00
«И вновь Марио Варгас Льоса: К 85-летию классика мировой литературы»

Библиотека иностранной литературы

Николоямская ул., 1

На русском языке с последовательным переводом

Встреча пройдет в очном и дистанционном форматах. Вход будет осуществляться по читательскому билету и предварительной регистрации. Чтобы иметь возможность задать вопросы, смотрите трансляцию на странице «Иностранки» в Facebook. Также трансляция будет организована на портале Культура.рф.

Библиотека иностранной литературы при поддержке своего Института Сервантеса в Москве проводит встречу, посвященную 85-летию Марио Варгаса Льосы. Свой круглый день рождения всемирно известный перуано-испанский писатель, публицист и лауреат Нобелевской премии по литературе отметит двумя днями ранее, в воскресенье 28 марта. Перед началом мероприятия, в 18:15, в Ибероамериканском культурном центре состоится открытие выставки изданий Марио Варгаса Льосы на разных языках, которые хранятся в фондах Библиотеки иностранной литературы.

Ключевым докладчиком выступит филолог-латиноамериканист, старший научный сотрудник Института мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук Мария Надъярных.

Модератор – заместитель генерального директора Библиотеки иностранной литературы по межрегиональному и международному сотрудничеству, доктор теологии (ThD) Мигель Паласио.

В числе участников встречи:

генеральный директор Библиотеки иностранной литературы Павел Кузьмин;

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Перу в Российской Федерации Хуан Хенаро дель Кампо Родригес;

директор Института Сервантеса в Москве Хуан Карлос Видаль;

проректор по научной и творческой работе Литературного института имени А.М. Горького, кандидат филологических наук Сергей Дмитренко;

руководитель Отдела культуры Института Сервантеса в Москве, кандидат филологических наук Татьяна Пигарёва;

переводчик произведений Варгаса Льосы Кирилл Корконосенко.

Организовано Институтом Сервантеса при участии Библиотеки иностранной литературы.

До 31 марта
Виртуальная экскурсия по выставке «Чаепитие с Дульсинеей: начало двух веков»

Экскурсия доступна на канале Института Сервантеса в Москве в YouTube https://www.youtube.com/watch?v=eWyLv0rZiqg&t=52s

Анастасия Арефьева, кандидат наук по истории искусств и куратор выставки «Чаепитие с Дульсинеей», которая состоялась в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, проведет виртуальную экскурсию по выставке (на русском и испанском языках). Проект приурочен к 90-летию со дня смерти Александра Головина и задуман как выставка-исследование о судьбе испанских героинь в русском театре XX-начала XXI века. Не только Головин, но и Константин Коровин, Петр Кончаловский, Федор Федоровский в начале XX века «болели» Испанией: путешествовали по ней, рисовали с натуры ее жителей и пейзажи. Дульсинея – это не только символ мечты и совершенства, но и образ, в котором живут другие, известные на весь мир испанские героини – Кармен с её несокрушимой внутренней свободой, тоскующие девушки дома Бернарды Альбы, такие разные возлюбленные Дон Жуана. Выставка (куратор – Анастасия Арефьева) будет вести зрителя по разным эпохам, начиная с 1900 года, когда в Большом театре был поставлен балет «Дон Кихот» в оформлении Головина, Коровина и Клодта, а заканчиваться эскизами современных художников. Мы сможем проследить, как меняются образы испанских героинь и как осмысляет Испанию русская культура в лице художников сцены.

Организовано Институтом Сервантеса в Москве при участии Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.

Спасибо за интерес к культуре Испании!

Posted in: