Программа мероприятий Института Сервантеса в феврале 2021

Институт Сервантеса в Москве приглашает всех желающих принять участие в многочисленных февральских мероприятиях.

До 28 февраля
«Far EAST»

Онлайн выставка фотографа Леандро Гарсиа (Барселона)
Выставка проводится онлайн https://peopleartfactory.com/g/buhaiqs6Zgy51dpuOcsN

Цель проекта «Far EAST» – рассказать о социокультурных реалиях, а также об особом характере и идентичности политико-географического пространства, ранее известного как «восточный блок». Несмотря на то, что эти страны в настоящее время ничто не объединяет, это понятие продолжает присутствовать в сознании тех, кто имел к нему какое-либо отношение. Для Западного мира страны Восточной Европы кажутся чем-то неведомым, экзотичным, таинственным и не лишенным предрассудков. Это и побудило фотографа Леандро Гарсиа, начиная с 2010 года, совершить множество путешествий по странам, которые раньше входили в восточный блок, прежде всего, по России, Украине и Беларуси, а также по некоторым странам на Балканах, на Кавказе и в Центральной Азии. Фотографии показывают очевидное разнообразие реалий, а также путей, которые прошла каждая из стран. Тем не менее, существуют общие черты, которые выхватывает камера, открывая для зрителя частичку души людей, изображенных на портретах.

Организовано Институтом Сервантеса в Москве и Посольством Испании в РФ при участии школы Espanika.ru и при поддержке Ибероамериканского культурного центра в рамках проекта «Ventana» AECID, разработанного в период COVID-19 для распространения испанского искусства и культуры в сети Интернет.

До 28 февраля
Виртуальная экскурсия по выставке «Чаепитие с Дульсинеей: начало двух веков»

Экскурсия доступна на канале Института Сервантеса в Москве в YouTube https://www.youtube.com/watch?v=eWyLv0rZiqg&t=52s

Анастасия Арефьева, кандидат наук по истории искусств и куратор выставки «Чаепитие с Дульсинеей», которая состоялась в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, проведет виртуальную экскурсию по выставке (на русском и испанском языках). Проект приурочен к 90-летию со дня смерти Александра Головина и задуман как выставка-исследование о судьбе испанских героинь в русском театре XX-начала XXI века. Не только Головин, но и Константин Коровин, Петр Кончаловский, Федор Федоровский в начале XX века «болели» Испанией: путешествовали по ней, рисовали с натуры ее жителей и пейзажи. Дульсинея – это не только символ мечты и совершенства, но и образ, в котором живут другие, известные на весь мир испанские героини – Кармен с её несокрушимой внутренней свободой, тоскующие девушки дома Бернарды Альбы, такие разные возлюбленные Дон Жуана. Выставка (куратор – Анастасия Арефьева) будет вести зрителя по разным эпохам, начиная с 1900 года, когда в Большом театре был поставлен балет «Дон Кихот» в оформлении Головина, Коровина и Клодта, а заканчиваться эскизами современных художников. Мы сможем проследить, как меняются образы испанских героинь и как осмысляет Испанию русская культура в лице художников сцены.

Организовано Институтом Сервантеса в Москве при участии Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.

11 февраля (четверг), 19:00
«Тореадорствую ладонью!»: Испания Валентина Парнаха

Лекция Артема Серебренникова

Мероприятие проводится онлайн на платформе Zoom

Доступ к просмотру свободный (будет опубликован на сайте Института Сервантеса)

На русском языке с синхронным переводом на испанский

В лекции доцента ВШЭ Артема Серебренникова рассказывается об образах Испании и испанской культуры в творчестве Валентина Парнаха (1891 – 1951) – поэта, танцора и музыканта, выдающегося деятеля русского и международного авангарда. Влияние Испании широко и многообразно: образы испанского танца в оригинальной поэзии Парнаха и попытка их теоретического осмысления в его книге Histoire de la danse (1932); антология поэзии ибероязычных евреев «Испанские и португальские поэты – жертвы инквизиции» (1934); переводы из испанской поэзии Золотого века (Гонгора, Кальдерон) и авангарда (Гарсиа Лорка). Будут впервые процитированы неопубликованные архивные материалы.

Организовано Институтом Сервантеса в Москве и Ибероамериканским культурным центром при участии Espanika.ru.

12 – 28 февраля
Киноцикл «Премия «Гойя» за заслуги 2021. Анхела Молина»

Мероприятие проводится онлайн

Фильмы будут доступны на канале Института Сервантеса в Vimeo в течение 48 часов с 22:00 в указанные в программе даты

Анхела Молина — одна из легендарных актрис испанского кинематографа. Начала сниматься во время переходного периода к демократии и продолжает работать в настоящее время. Участвовала во множестве международных проектов, в том числе снималась у Луиса Бунюэля в первые годы её карьеры. В 2021 году Испанская академия кинематографических искусств и наук отметит ее блестящий путь в кинематографе Премией «Гойя» за заслуги: «Этой наградой мы хотели бы выразить наше восхищение творческим путем нашей коллеги, ее несомненным талантом, искренностью и особенно ее тонким пониманием сути своих героев».

12-14 февраля
Показ фильма «Сабина»

Испания/Швеция, 1979 г., 105 мин (+16)

Режиссер: Хосе Луис Борау

В ролях: Анхела Молина, Джон Финч, Кэрол Кейн, Харриет Андерссон, Овиди Мунльо.

Английский писатель Майкл переехал в Испанию, чтобы оставить позади прошлое. Он решает изучать жизнь одного скитальца, жившего в XIX веке, который по слухам, был убит женщиной-драконом по имени Сабина.

Действие картины разворачивается с конца XIX века. Фильм показывает историю, рассказанную английскими путешественниками, отправившимися в Испанию в поисках таинственного легендарного существа, и погружает нас в странный мир, полный мифов, связанных с женщинами. Восприятие этих мифов иностранцами перемежается с их восприятием жителями маленькой андалусийской деревеньки, в которой разворачиваются события фильма. Для образов испанской глубинки, популярных в «костумбристских фильмах», режиссер Хосе Луис Борау предлагает новую, современную оптику. Этот фильм — совместное производство Испании и Швеции, юная Анхела Молина исполняет роль Пепы в окружении интернационального состава актеров (вместе с Овиди Мунльо), т.о. прочно укрепив свое место в европейском кинематографе, в который она вошла за два года до этого с легкой руки Бунюэля.

19-21 февраля
Показ фильма «Половина неба»

Испания, 1986 г., 127 мин (+16)

Режиссер: Мануэль Гутьеррес Арагон

В ролях: Анхела Молина, Фернандо Фернан Гомес, Маргарита Лосано, Антонио Валеро, Начо Мартинес.

После Гражданской войны красивая и трудолюбивая Роса влюбляется в точильщика, который оказывается мошенником. Оставшись вдовой, она с дочерью уезжает в Мадрид, и поступает на работу кормилицей в дом влиятельного снабженца дона Педро.

Мануэль Гутьеррес Арагон – важнейший режиссер в карьере Анхелы Молины. Она снималась в нескольких его фильмах эпохи переходного периода к демократии, среди которых «Черная стая» (1977), «Сердце леса» (1979), «Демоны в саду» (1982). Действие фильма происходит на севере Мадрида. Это чисто женская история, и Анхела Молина играет свою героиню с свойственной ей естественностью.

26-28 февраля
Показ фильма «Превратности любви»

Испания, 1989, 100 мин (+18)

Режиссер: Хайме Чаварри

В ролях: Анхела Молина, Анхель де Андрес Лопес, Мануэль Бандера, Ампаро Баро, Сантьяго Рамос, Мария Барранко.

После Гражданской войны в Испании певец-гомосексуал, пианист и его невеста основали музыкальный коллектив, который успешно гастролирует по во всей Испании. Во время гастролей в Мадриде для них наступили сложные времена. Столичная аристократия не прощает Марио его гомосексуальность, а мать Пепиты плетет интриги, чтобы разлучить ее с женихом-пианистом.

Без этого фильма, роли певцов в котором сыграли Анхела Молина и Мануэль Бандера, невозможно представить себе историю испанской коплы (и ее киновоплощения в фильмах 30-х и 40-х годов). Фильм показывает не только мир коплы, но и ее закулисье, рисуя яркую картину бунта против костной морали, которому был положен конец в послевоенные годы.

Организовано Институтом Сервантеса при участии Испанской киноакадемии.

16 февраля (вторник), 19:00
«Как испанское кино попало в Советский Союз: приключения Alta Films в СССР»

Мероприятие проводится онлайн на платформе Zoom.

Доступ к просмотру свободный: https://espanika-ru.zoom.us/webinar/register/3616112399437/WN_Fk-kk40CQH2K8u2tnpvZIA

На испанском языке с синхронным переводом

Энрике Гонсалес Мачо – продюсер, дистрибьютер, создатель сети кинотеатров «Renoir», бывший президент Испанской академии кино, лауреат Национальной премии кинематографии (1998), расскажет о своей работе в качестве дистрибьютера российского кино в Испании и испанского кино в России. В 1990 году Энрике Гонсалес Мачо открыл в Москве первый «западный» кинотеатр. В течение почти трех лет в историческом зале кинотеатра «Художественный» показывали исключительно испанского кино, и более шестидесяти деятелей кино из Испании посетили Москву в этот период. Его книга «Моя жизнь: оригинальная версия», недавно выпущенная издательством «Atticus», рассказывает историю жизни, посвященной кино.

Организовано Институтом Сервантеса в Москве и Ибероамериканским культурным центром при участии Espanika.ru.

25 февраля (четверг), 19:00
Художественный текст, искусство и история в обучении испанскому языку

Мероприятие проводится онлайн на платформе Zoom.
Доступ к просмотру свободный: https://espanika-ru.zoom.us/webinar/register/3616112403780/WN_yBXaEfF3SNKYayDUNa3_kw

С синхронным переводом

Художественный текст, будучи неотъемлемой частью культуры, представляется нам великолепным ресурсом для обучения языку. Для преподавания испанского языка как иностранного это особенно важно, ведь испаноязычная литература чрезвычайно богата, она открывает нам дверь в мир испаноговорящих стран, позволяет глубже узнать об их истории, культуре, развитии общества. Связав художественный текст в процессе преподавания с историей и развитием общественной мысли, мы, вместе с нашими студентами, сможем приблизиться к познанию культуры, раскрыть им все ее богатство. Галина Химич и Серхио Паласиос проведут круглый стол, на котором они поговорят о том, как использовать художественный текст на занятиях испанского языка как иностранного в коммуникативном аспекте в контексте истории и культуры страны и расскажут о своем новом учебнике, опубликованном для русскоговорящих студентов продвинутого уровня.

Организовано Институтом Сервантеса в Москве при участии Espanika.ru. и РУДН, при поддержке Ибероамериканского культурного центра.

Posted in: